Профминимум
Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Зачем нужна «Профориентация»?
Профориентация поможет учащимся 7,8,9,10,11-х классов (школьникам, подросткам, старшеклассникам):
• выявить профессиональные склонности;
• определиться с профессиональной сферой, направлением профессионального образования;
• выбрать среднее - специальное или высшее учебное заведение, специализацию обучения в учебном заведении;
• определить подходящий профиль обучения в старшей школе.
На каждой ступени школьного обучения реализовывались различные цели:
- Начальная школа (1-4 кл.) - формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности;
- Первая ступень основной школы (5-7 кл.) - развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии;
- Вторая ступень основной школы (8-9 кл.) - формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей;
- Старшие классы (10-11 кл.) - формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений учащихся, развитие способностей через углублённое изучение отдельных предметов;
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
Работа велась через урочную и внеурочную деятельность по следующим направлениям:
- просветительское, цель которого предоставление учащимся достоверной информации о состоянии рынка труда, востребованности профессий, их характеристика, предоставление информации о профессиональных учебных заведениях.
- Был оформлен стенд «Попади в десятку», где была представлена информация о профессиях, которые необходимы на рынке Ленинградской области.
- В кабинете 201 был создан кабинет профориентации, где учащиеся могли смогут справочники для поступающих в ВУЗы и колледжи, рекламные проспекты учебных заведений, газеты и журналы, которые издают сами учебные заведения. А также можно пройти компьютерное тестирование.
- Были организованы встречи учащихся с представителями колледжей, ВУЗов, где дети могли получить конкретную информацию, пройти тестирование и т.д.
- В библиотеке периодически выставлялись книги по научно-популярной, художественной и справочной литературе о мире профессий, профессиональных учебных заведениях, различных отраслях народного хозяйства, о людях труда. Раз в месяц классные руководители проводили классные часы о профессиях.
- Учащиеся начальных классов и 6 классов совершили поездку в город Кидбург, где могли познакомиться с профессиями продавца, работников почты, дворника, медсестры.
- Учащиеся 9 класса приняли участие в днях открытых дверей в учебных заведениях профессионального образования в рамках декады профориентации. А также в рамках курса «Твой профессиональный выбор» совершили экскурсию на швейное производство поселка «Кружанка».
- консультативно – диагностическое направление, цель которого – выявление внутренних ресурсов личности, мотивов выбора профессии, раскрытие путей осознания себя в процессе самоопределения.
- Были проведены мониторинг учащихся 9 класса по определению их профильных предпочтений; компьютерная диагностика 8, 10 классов и консультирование по результатам диагностики.
В течение учебного года для ребят были проведены следующие мероприятия:
- классные часы «Что такое профессия?» в 5-х классах, «Особенности профессиональной деятельности» в 6-х классах, «Ошибки в выборе профессии» в 7-х классах, «Профессионально важные качества» в 8-х классах, «Построение профессионального будущего» в 9-ом и 10-м классах, «Формула успеха» в 11-х классах.
- Профориентационная работа в школе осуществлялась как через урочную систему обучения, так и через внеурочную деятельность учителями-предметниками и классными руководителями:
- выявление склонностей и способностей детей, начиная с начальной школы, вовлечение их в кружки, факультативные занятия, студии, секции, оказание помощи учащимся и их родителям в выборе внеурочной деятельности и организации досуга;
- вовлечение детей в исследовательскую работу, проектную деятельность по предметам, подготовку и участие в олимпиадах, турнирах, конкурсах и других соревнованиях;
- проведение интеллектуальных марафонов, организация индивидуальных и групповых занятий с целью развития творческого потенциала детей;
- проведение дня самоуправления силами учащихся 10-11 классов ко Дню учителя, где ребята проводили уроки, попробовали себя в роли учителей;
- Старшеклассники посещали Дни открытых дверей в различных ВУЗах и колледжах, как самостоятельно с родителями так и с классными руководителями.
- Использование в профориентационной работе учебных курсов регионального компонента базисного учебного плана. Это курс «Серебряный пояс России (5 кл.), курс «Природа родного края» (6 кл.), курс «История и культура Ленинградской земли» (8-9 кл.). В региональный компонент для старшей школы включены курсы «Экономика и законодательство Ленинградской области» и «Экология и природопользование Ленинградской области».